Предметно-развивающая среда по ФГОС
Правильно организованная предметно-развивающая среда в детском дошкольном учреждении – это один из самых важных вопросов, который стоит перед воспитателями и заведующими ДО. И связано это в первую очередь со вступлением в силу нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который предусматривает не только коллективную деятельность взрослого и ребёнка, но и самостоятельные занятия детей, которые могут осуществляться с использованием наборов для детского творчества, интерактивного оборудования, авторских методик и других игр.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности любого дошкольного учреждения остаётся игра. Именно по этой причине педагоги и воспитатели постоянно проявляют особый интерес ко всем новинкам этой современной и популярной системы образования.
Основные требования
Предметно-развивающая среда должна быть организована с учётом некоторых обязательных правил, которые позволяют ребёнку не только играть в группе детей, но и заниматься желанным для него делом самостоятельно.
Распределение оснащения по секторам, которые иногда именуются центрами развития, даёт возможность детям собраться в небольшие подгруппы и заниматься тем, что им на самом деле интересно, будь то конструкторы, игра на музыкальных инструментах, составление мозаикиили паззлов
. И здесь немалую роль играют наборы для детского творчества. Однако, чтобы дети заинтересовались ими, они должны всегда быть на виду, а не лежать в закрытых шкафах или ящиках. Именно на доступность всех видов игровой, творческой и познавательной деятельности в системе ФГОС делается большой упор.
Игровая деятельность в каждой группе должна быть рассчитана так, чтобы в ней могли принимать участие как девочки, так и мальчики. Для формирования творческой идеи в игре девочкам могут понадобиться всевозможные предметы гардероба - бантики, сумочки, зонтики, кружева, и многое другое. Также обязательны предметы для сенсорного развития, наборы для лепки и аппликаций, ролевые атрибуты, игрушки-персонажи.
В отличии от девочек, мальчики в большинстве своём предпочитают конструктор, логические игры, но и набор для творчества детей здесь будет не лишним. И, конечно, не стоит забывать о таком важном факторе, как сенсорное развитие, которое поможет ребёнку в будущем оперировать полученными знаниями на практике.
О чём нужно помнить
Предметно-развивающая среда – это единое целое, в котором обязательно должно быть пять чётко обозначенных областей:
1. Социально-коммуникативная.
2. Познавательная.
3. Речевая.
4. Художественно-эстетическая.
5. Физическая.
Выпадение хотя бы одного пункта из этого списка ведёт к нарушению связи, которая чётко прослеживается между всеми зонами. Поэтому игровая деятельность ребёнка в детском дошкольном учреждении, которой отводится большая часть дня, должна также проводиться не только в какой-то одной зоне, а во всех доступных для ребёнка местах.
Особое внимание уделяется сенсорному развитию, развитию логического мышления и детской моторики. На это направлена игровая деятельность детей, начиная с младших групп и заканчивая подготовительной. Здесь непременно окажет неоценимую помощь конструктор, игровые наборы, шнуровки и вкладыши, однако очень важно учитывать возраст детей и то, что подходит для малышей младшей группы, окажется недопустимым для мальчиков и девочек более старшего возраста.
Важно помнить о том, что всё окружение ребёнка не только помогает развиваться ему, но и развивается вместе с ним. А это значит, что при необходимости предметный мир непременно нужно менять или дополнять и, конечно, приспосабливать его к строго определённому возрасту.